Главная Аранжировка песен на синтезаторе
Аранжировка песен на синтезаторе.

Аранжировка песен на синтезаторе.

Аранжировка песен на синтезаторе стала возможна с появлением первых рабочих станций - Roland D20, Korg M1. В тот же момент, мнения музыкантов разделились, где удобнее выполнять аранжировку - на компьютере или в инструменте. С одной стороны, выполняя всю аранжировку в инструменте, можно было делать это мобильно - на гастролях или в любом месте, где был инструмент. Так же можно было, мгновенно восстановить все настройки и звуки песни и провести ее редакцию и сведение. С другой стороны секвенсор этих рабочих станций представлял собой многодорожечный 8 канальный магнитофон, в который нужно было играть всю партию целиком, без возможности какого либо редактирования кроме квантайза. В это же время, стали появлятся авто аранжировщики, как их называли производители или самоиграйки, как их называли музыканты. Их возможности были еще скромнее. Они запоминали последовательность аккордов в сочетании с готовым стилем, плюс основную дорожку темы.

Прошло 20 лет с того момента, как же изменилась современная аранжировка на синтезаторе, по сравнению с первыми моделями? Начнем обзор наверное с авто аранжировщиков, так как уровень их функций изменился меньше всего.

Автоаранжировщики.

Если рассматривать самый недорогой профессиональный аранжировщик Yamaha PSR S650, то его секвенсор стал 16 канальным. Функций нотной редакции так и не появилось, и в случае ошибки прийдется перезаписывать всю дорожку. Зато есть квантайз, смена тембра, изменение параметров обработки и громкости дорожки. А вот с запоминанием аккордов произошли существенные изменения. Теперь можно самому создавать стилевой файл. Он будет состоять из 3х вариантов вступлений, 3 вариантов коды, где на 8 дорожках вы можете прописать последовательность аккордов и солирующие темы в то количество тактов, которое установите. Так же вы можете прописать 4 варианта куплета или припева. Однако здесь уже вы записываете только один аккорд, который будет транспонироваться и менять звучание с минорного на мажорный в зависимости от взятого аккорда во время игры. То же самое с басом и арпеджио - вы прописываете рисунок, а он уже транспонируется во время игры. Не транспонируются только две дорожки ударных. Итого остается шесть дорожек под мелодические инструменты. Дополнительно можно записать 4 варианта перехода между частями по одному такту. Когда Вы создали стилевой файл, Вы можете записать вживую последовательность аккордов, а потом на оставшиеся 8 дорожек дописать потреково сольные партии. Трек так же прийдется писать от начала до конца.

На старших моделях авто аранжировщиков, как к примеру Yamaha PSR S950 или Tyros 4, помимо редактора стилей появляется возможность записи партий частями. Используя 8 дорожек с автоаккомпаниментом или 16 дорожек без него, Вы можете записывать фрагменты партий на каждой дорожке, копировать, тиражировать и переносить эти фрагменты, а так же перезаписывать и стирать их. Нотная редакция присутствует в списке событий, а не на нотном стане. В в принципе этого уже достаточно, для создания собственной аранжировки, а не создания компиляции чьей то работы под свою музыку. Для создания ритмической дорожки, я бы воспользовался редактором стилей, так как для ритмических партий помимо перезаписи нот и наложения, есть очень удобная функция - вычитание нот. Такой функции в программных секвенсорах нет. При записи, барабанный луп звучит по кругу, и если в записи хэта, Вы допустили ошибку, нажимаете на клавишу с хэтом, и он убирает все эти ноты из лупа. Так же в параметры песни сохраняется все сведение - громкость, панорама, назначение звука и внутренняя обработка.

Рабочие станции.

Если Вы не планируете пользоваться чужими наработками, то Вам подойдет синтезатор рабочая станция. В этом случае, при записи треков, Вы можете воспользоваться помощью арпеджиатора. Арпеджио разделены по типам и могут играть партию баса, аккордов, скрипичный подклад, или последовательность нот фортепиано или синтетического звука. Так же в вашем распоряжении будут готовые ударные лупы. Если рассматривать синтезатор рабочую станцию Motif XF, то помимо гораздо большего количества звуков и более серьезной обработки Вы можете получить еще один очень удобный инструмент в создании аранжировки. Это запись паттернов. Так как секвенсор 16 дорожечный, то вы можете создать нужное вам количество паттернов, состоящих из произвольного количества тактов. Каждый паттерн будет содержать до 16 дорожек, первый к примеру вступление, второй куплет, третий проигрыш, четвертый припев, а пятый коду. Затем, чередуя эти паттерны в цепочку, вы составляете песню. При традиционном способе записи в секвенсор рабочей станции, вы имеете те же функции, что и в компьютере, за исключением пиано ролл. Редактировать длительность нот и их местоположение на нотном стане или поле не получится. Для редакции, прийдется лезть в список событий. А так любые фрагменты треков Вы можете, копировать, двигать, стирать, дописывать и перемещать с дорожки на дорожку.

Для любителей нотной редакции постаралась фирма Korg. Их рабочие станции Korg Krome и Korg Kronos имеют возможность нотной редакции piano roll прямо пальцами на дисплее. Вообще идеология фирмы Korg и Yamaha, отличаются в организации работы с инструментом. В Yamaha все функции выведены на кнопки, а дисплей только для отображения информации. Эта особенность незаменима на концертных выступлениях. В синтезаторах фирмы Korg, кнопок гораздо меньше, а все функции управления выведены на экран тач скрин. Это не всегда удобно, так как экран все таки маленький, но если Вам необходим пиано ролл, то это будет лучшем решением.

Если же вы счастливый обладатель инструмента фирмы Yamaha то хочу Вас обрадовать. Наконец то фирма Steinberg, принадлежащая теперь Yamaha, выпустила версию Cubase для IPad. Доступна она пока только в американском апстрое, но кому нужно, тот найдет в интернете способ установить эту программу. Теперь установив IPad на нотный пюпитр, вы получаете полноценный секвенсор с большим экраном.